Постное, предрождественское: псевдо-котлеты

Котлета как чистая форма обладает неимоверной гастрономической привлекательностью. Даже тем, кто отказался мяса совсем или на время поста, иногда очень их хочется. К счастью, волшебная сила котлеты не в мясе, а в форме и консистенции, которых можно достичь, используя растительные ингредиенты.

Для многих сейчас наступил Рождественский пост, а стало быть, у немясных котлет увеличилась аудитория. Православным поварам помогает Св. Ефросин, католическим - Св. Лаврентий. Те кому, приходилось бывать на монастырской трапезе одной из конфессий, знают, что все блюда удивительно вкусные и невозможно простые. Готовишь дома тоже самое – получается не так. Поэтому мы возьмемся за светские блюда, которые вполне могут прижиться не только на постном или вегетарианском столе.

Советская котлета 

main

Во времена воинствующего атеизма весь народный религиозный пыл выливался в вегетарианском общепите. В рецепте «Книги о вкусной и здоровой пище» 1939 года есть молоко и сливочное масло. Но блюдо по истине каноническое, ничего лишнего, и, правда, очень вкусное.

"На 1 кг моркови — 1/2 стакана манной крупы, 1/2 стакана молока, 3 яйца, 1/2 стакана сухарей, 3 ст. ложки масла и 1 чайную ложку сахару

Очищенную и промытую морковь тонко нарезать ломтиками или соломкой, сложить в кастрюлю, залить горячим молоком, доба­вить столовую ложку масла, сахару, соли, накрыть крышкой и тушить до готовности на среднем огне, помешивая, чтобы морковь не пригорела. Когда морковь будет готова, по­сыпать ее манной крупой и, помешивая, ва­рить на слабом огне 8—10 мин. Затем мор­ковь снять с огня, положить в нее яичные желтки, хорошо вымешать и охладить. Из охлажденной массы приготовить котлеты, смочить белком яйца, обвалять в сухарях и обжарить с обеих сторон. Готовые котлеты подать к столу со сметанным или молочным соусом."

Пиаджу

main

О том, как делать фалафель мы уже писали,  пиаджуеще одно популярное блюдо еврейской кухни, которое, с одной стороны создает ощущение котлеты, с другой, является строго вегетарианским, ну и кошерным конечно.  

250 гр. чечевицы красной или черной

2 луковицы

50 гр. муки

2 ст. л. манной крупы

3см. свежего имбирь

растительное масло

разыхлитель или гашеная сода

½ головки чеснока, перец свежемолотый, кумин, куркума, зелень кинзы

Замачиваем чечевицу на ночь или отвариваем ее до полуготовности. Толчем чеснок с имбирем и кинзой до получения пряной свежей массы.   Смешиваем все ингредиенты, кладем специи и измельчаем в блендере. Чтобы чечевичный фарш не был сухим, подливаем воду, ставшуюся от приготовления, добавляем манку, муку и разрыхлитель. Тут тонкий момент от количества муки зависит, пиажу будет котлетой или чечевичной пышкой. Мы готовим котлету.

Далее пассируем лук до золотистого цвета, и смешиваем с чечевичным фаршем. Мешаем и жарим во фритюре.

  

Между котлетой и хлебом

main

Есть и любопытные переходные формы постных блюд, которые в равной степени можно назвать и котлетой, и чем-то еще. Например, хлебом. Главный герой Шмелева в романе «Лето Господне», вспоминает один чудесный рецепт, казалось бы очень простой. "Грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри» 1 ст.гречневой крупы 2ст.л. пшеничной муки 2 ст.л. растительного (конопляного) масла. Доводим до кипения подсоленную гречу и варим под крышкой час. В горячую гречневую кашу добавляем масло и растираем до однородной консистенции. Честно говоря, можно неисторично взбить блендером. Раскатываем на противне и стаканом (ну или формой) делаем гречники и ставим в не очень горячую духовку. Как только они снимаются без особых проблем – готовы. С первого раза не очень получается, так что лучше подождать пока они остынут.